На все заказы свыше 3000 тысяч рублей действует бесплатная доставка по Москве и России до пункта самовывоза

Четыре драгоценности китайского каллиграфа-ученого: обзор материалов

Дабы преуспеть в работе,

прежде следует отточить инструменты.

 

Китайская поговорка

С древних времен у каждого китайского каллиграфа, художника, ученого или поэта на рабочем столе обязательно находились четыре предмета. Ими не только пользовались по прямому назначению, но они также считались важными атрибутами, символами учености, образованности, изящества мысли.

Эти четыре предмета - четыре драгоценности (文房四宝 вэньфан сыбао) рабочего кабинета: кисть, бумага, тушь и тушечница.

Кисть (笔 би)

Кисть - самая главная драгоценность любого образованного человека. Традиционно все кисти изготавливались только из натуральных материалов. Для ворса брали шерсть козы, овцы, волка, зайца, но бывают и более редкие материалы (например, шерсть медведя, шиншиллы, хорька или лебяжий пух). Ручку кисти чаще всего делали из бамбука или дерева. А для дорогих кистей используются редкие породы дерева, рога животных и фарфор.

После использования кисть очень важно правильно высушить: дело в том, что для скрепления волос животных используется рыбий клей, и чтобы вода не вымывала его из основания ворса, необходимо держать кисть вертикально ворсом вниз. Для этой цели кисти как правило снабжаются петелькой, за которую кисточки подвешиваются на специальную вешалку.

Считается, что кисти существовали уже в V веке до нашей эры - ученые нашли при раскопках керамические изделия с рисунками и иероглифами, сделанными кистями. Правда, как выглядели те древние кисти, никто не знает, так как ворс кисти очень быстро разлагается.

Современные кисти, к которым мы привыкли, начали изготавливаться в IV веке нашей эры и до сих пор технология изготовления почти не изменилась. Не существует никаких заводов по изготовлению кистей, все кисти делаются исключительно вручную.

Как делаются китайские кисти для каллиграфии

Любая кисть должна обладать “четырьмя достоинствами”:

  • Острота - тонкий кончик кисти, способный передавать мельчайшие детали;
  • Ровность ворса - способность кисти поддерживать форму, не разваливаться при использовании, оставаться гладкой;
  • Округлость ворса - свойство, обеспечивающее свободное движение кисти во всех направлениях;
  • Прочность - устойчивость к механическим повреждениям.

Кисти бывают разных размеров, толщины и мягкости, у каждой кисти свой характер - почти как у человека.

Мягкие кисти изготавливают из козы, они удерживают большое количество туши и хорошо подходят для широкого, размашистого письма, для общих деталей (фон, крупные цепи гор). Жесткие кисти делаются из шерсти волка (на самом деле современные “волчьи” кисти делаются из шерсти собаки). Они удобны для прорисовки более мелких деталей, для некрупных иероглифов. Есть и комбинированные кисти - самые разные сочетания ворса разных животных.

В Китае до сих пор есть традиция делать кисти из первых состриженных волос младенца - как своеобразный талисман, чтобы ребенок вырос и стал образованным и культурным человеком.

Бумага (璇 сюань)

Бумага считается одним из самых великих изобретений китайцев. Европейцы называют такую бумагу рисовой по основному компоненту, а китайцы - “сюань”, по местности, где ее впервые начали делать.

Процесс изготовления бумаги был очень трудоемким и состоял из 18 этапов, длившихся около 300 дней.

В древние времена бумагу делали из коры деревьев, но с течением времени технология изменилась, и начиная с XVIII века и по сегодняшний день бумага изготавливается вручную из сандаловой коры, рисовой соломы и коры шелковицы.

Волокна растений высушиваются, неоднократно вымачиваются, прессуются, отбеливаются, измельчаются, заливаются водой и перемешиваются до однородной взвеси. В этот раствор погружается плоское сито, которое затем поднимается и на его поверхности остаются равномерно распределенные частицы волокон. В процессе сушки эти волокна и формируют лист бумаги. После просушки листы складываются в пачки и бумага обрезается для получения ровного края.

Настоящая бумага для каллиграфии отличается белизной и тонкостью, но при этом она может удерживать в себе значительное количество туши не рваться.

 

Тушь (墨 мо)

Традиционная тушь для китайской каллиграфии и живописи - твердая, спрессованная в брикеты. В древние времена, когда не было герметично закрывающихся пэт-баночек, жидкости хранить было не очень удобно, поэтому китайцы избрали такую форму хранения туши.

Изначально тушь готовили из сосновой сажи, смешанной с водой. Позднее технология усложнилась, и в смесь стали добавлять желатин и порошок из костей животных. Готовой мягкой смеси (как плотное тесто) придавали нужную форму - продолговатую или круглую и оставляли сушиться. На последнем этапе производства на брусок туши наносят иероглифы золотой или серебряной краской.

Для того, чтобы сделать тушь жидкой, ее нужно растереть на каменной тушечнице с водой. Несмотря на то, сейчас можно купить уже готовую жидкую тушь, многие каллиграфы предпочитают готовить тушь самостоятельно - это неспешный, медитативный процесс, плюс так удобнее контролировать густоту туши, ее цвет и количество.

Китайскую тушь можно разбавлять, добиваясь тысячи оттенков, от густого черного до бледно-серого. При этом на бумаге тушь никогда не растекается, не стирается и не выцветает.

Тушечница (研 янь)

Четвертая драгоценность каллиграфа - тушечница, или чернильный камень. Важность тушечницы часто недооценивают, но без ее помощи невозможно хорошо подготовить тушь.

Самые простые тушечницы делали из обычных речных камней, более дорогие – из металла, серебра, яшмы. Самыми ценными считаются тушечницы из нефрита - считается, что растертая в них тушь никогда не застывает. В настоящее время тушечницы очень часто становятся объектами коллекционирования: они бывают разных размеров и форм, с иероглифами, рисунками или рельефами.

Для того чтобы превратить обычный камень в хороший чернильный камень, требуются следующие условия: он должен быть подходящего размера (не слишком маленьким, но и не слишком большим), он должен быть интересным по внешнему виду (например, полупрозрачным или с прожилками). И, наконец, камень должен быть не из пористого материала, чтобы не впитывать жидкость. Это было важно по двум причинам: во-первых для того, чтобы тушь не впитывалась в камень, и второе, камень должен быть таким, чтобы его можно было регулярно чистить от остатков туши (обычно для этого использовали смесь из слегка теплой воды и чая или листьев лотоса).

Дно тушечницы должно быть нежным и шелковистым на ощупь, но таким, чтобы можно было растереть тушь правильной консистенции.


  • Сайт
  • Магазин