Женщины-каллиграфы начала ХХ века. Начало XX века — этот период мы еще знаем под поэтичным названием “Золотой век каллиграфии” — дало миру множество талантливых каллиграфов. Чаще всего, однако, под этой фразой подразумевают по умолчанию каллиграфов-мужчин: Платта Роджерса Спенсера (Platt R. Spencer), родоначальника шрифта спенсериан, или Луи Мадараша (Louis Madarasz) с собственной весьма драматичной системой письма, или Фредерика Тамблина (Frederick Tamblyn), который по почте обучил 40 тысяч студентов, а еще Чарльза Занера (Charles Paxton Zaner) и Элмера Блосера (Elmer Ward Bloser), создателей всемирно известной школы Zanerian College of Penmanship в штате Огайо.
Но мы редко задумываемся, что в начале XX века успешно работали также и каллиграфы-женщины. Да, их было меньше, да, о них известно совсем немного. Но о них хочется говорить, их работы хочется показывать.
Мэри Л. Чэмпиэн (Mary L. Champion)
К сожалению, о Мэри Л. Чэмпиэн известно совсем немного. Она обучалась в Zanerian College и получила сертификат о его окончании 2 августа 1920 года (см. изображение в галерее ниже). После она преподавала в Коммерческом колледже в городе Де-Мойн, штат Айова, наряду с мужчинами. В 1921 году она опубликовала учебное пособие по бизнес-письму “The Champion Method of Practical Business Writing”. Пособие была аккредитовано для использования в школьной системе и колледжах города Де-Мойн.
Ниже приведено собственно само пособие “The Champion Method of Practical Business Writing”.
Сара Л. Спенсер (Sara L. Spencer) - 1832-1923
Сара Л. Спенсер была старшей дочерью Платта Роджерса Спенсера и с 1850-х годов ассистировала отцу. Также она преподавала в первом Spencerian College и работала у отца секретарем, помогая ему управлять финансами. Она превосходно умела писать и считалась самой одаренной женщиной-каллиграфом своего времени и освоила систему письма своего отца раньше своих младших братьев.
Сара очень переживала о том, что заслуга в продолжении дела их отца была отдана исключительно ее братьям. Также она считала, что ее братья не раскрывают полностью некоторые аспекты метода Спенсера, с которыми сама Сара, напротив, была хорошо знакома. Все это побудило ее начать работу над собственным пособием, Сара мечтала сделать шрифт более женственным и плавным. В этом начинании она заручилась поддержкой своей младшей сестры Элен. План пособия и его первые наброски были изложены в небольшом труде “The American Anglo-Gothic Series of Copy Books. Arranged and Written by the Daughters of PR. Spencer, Author and Master of the American Semi-Angular System of Penmanship”. Так на обложке были упомянуты она и ее сестра.
К сожалению, это пособие так никогда и не было опубликовано. Братья не поддержали ее, а сестра Элен оставила этот проект в угоду личным делам. Сара вышла замуж и до конца жизни преподавала искусство каллиграфии.
Анна Статт-Гиттинс (Anna Stutt-Gittins) - 1865-1950
Анна была выдающимся мастером письма. Говорили, что даже сам Луи Мадараш не всегда мог отличить ее работу от своей.
Она с детства увлекалась каллиграфией и решила, что сделает это своей профессией. Однажды старшая сестра взяла ее с собой на ярмарку и там маленькая Анна увидела человека за столом, который подписывал карточки, а вокруг него толпились люди и восхищенно ахали. Старшая сестра попросила каллиграфа нарисовать птицу из росчерков — Анна была вне себя от радости и позднее начала копировать эту птицу, до тех пор пока сама не научилась это делать.
Курс по спенсериану Анна прошла в Duncan’s Business College в Давенпорте, штат Айова. Профессор А. Н. Палмер, редактор журналов «Western Penman», был впечатлен мастерством мисс Статт и пообещал ей, что она станет лучшей женщиной-каллиграфом в Америке. Его предсказание было вскоре сбылось.
Ее работы появились в каталогах и публикациях и стали классифицироваться как работы настоящего мастера. В 1895 году она отправилась в Нью-Йорк, чтобы работать на компанию Фрэнк МакЛиз и Братья (Frank McLees & Bros), всемирно известных граверов. (Эта фирма была основана Арчибальдом МакЛисом, который считался величайшим гравером в мире. Он сделал гравюру для знаменитого пособия Spencerian Compendium of Penmanship).
Позднее Анна вышла замуж и обосновалась в Нью-Йорке. В 40-х годах она перенесла инсульт, и ее правая рабочая рука потеряла способность двигаться.