В этой статье мы рассмотрим такие стили как Copperplate, English Roundhand, Engrosser’s Script и Engraver’s Script, а также применяемую к ним терминологию, которая порой кажется запутанной. Представленные на рисунке 1 примеры помогут вам визуально сравнить и сопоставить различия в этих стилях.
English Roundhand (Раундхэнд)
Основной стиль, с которого мы должны начать обсуждение — English Roundhand.
Выполнялся он не остроконечным пером, а с помощью гусиного пера. Этот факт подтверждается книгой Дж. Бикхэма «The Young Clerk’s Assistant», в которой сказано, что, вопреки распространенному мнению, перо подрезалось (очинялось) до узкого плоского края, а не было заострено.
Эти исторические формы букв стиля Roundhand послужили основой современного стиля Copperplate.
Copperplate (Копперплейт)
В настоящее время Copperplate (Копперплейт) является одной из самых популярных техник письма острым пером. Он украшает многие свадебные приглашения. Однако, современное использование термина Копперплейт объединяет в себе несколько понятий и различных стилей.
Основа Копперплейта — формы English Roundhand.
Рукописные образцы English Roundhand гравировались на медной пластине для последующей печати (“медная пластина” — “Copper Plate”), отсюда и происходит название Копперплейт. Современные учебные пособия по Copperplate имитируют этот стиль, написанный гусиным пером, но используют заостренное гибкое стальное перо.
Впервые понятие Copperplate применительно к English Roundhand встречается в 1931 году в монументальной публикации Амброза Хила (Ambrose Heal) под названием “The English Writing-Masters and Their Copy-Books 1570-1800”. Следует отметить, что существовало несколько вариантов English Roundhand, включая менее витиеватый, менее контрастный почерк, который использовался для повседневной переписки.
Стиль Копперплейт великолепно представлен в монументальной книге Дж. Бикхэма (G. Bickham) «The Universal Penman».
Пример 1 (рис. 1) первоначально написан мастером английского письма Джозефом Чемпионом (Joseph Champion, 1709-1765). Образец иллюстрирует красивые плавные буквы с нажимом, формы основаны на овалах, которые типичны для этого стиля.
Engrosser’s Script (Энгроссер)
Следующий термин, который мы рассмотрим — Engrosser’s Script (Энгроссер). Этот стиль письма внешне похож на Copperplate, однако вывод без внимательного анализа может быть обманчивым.
Что точно можно отметить? Engrosser’s Script широко использовался для каллиграфического оформления документов и их украшения, поэтому к данному виду искусства применялся термин Еngrossing (“поглощающий”), а само письмо стало называться Engrosser’s Script (и если грубо перевести на русский язык, стиль “поглощающий внимание”). При этом «энгроссеры» (энгроссермены), как правило, были одновременно и мастерами письма, и иллюстраторами, и дизайнерами.
Предшественником Engrosser’s Script, как нам теперь известно, был English Roundhand. Однако, в отличие от него, Engrosser не является формой письма, которую мы могли бы выделить отдельной категорией. На самом деле, стиль Engrosser был разработан в Соединенных Штатах и намного позже от момента возникновения Copperplate через попытку имитировать строгие формы букв Roundhand, которые использовались в работе граверами (художниками, создающими графические произведения посредством изготовления печатной формы).
Именно поэтому впоследствии появляется термин Engraver’s Script. Этот стиль уже является формой искусства рисования букв, который описывается экспертами как «гравировка на бумаге».
Буквы овальной формы точно и медленно “прорисованы” с помощью остроконечного гибкого стального пера, например, такого как всемирно известное перо Gillott 303. А техника выполнения основана на отрывном письме, когда серии отдельных штрихов создают поток в текстовых надписях. Например, заглавная буква «S», представленная в слове «Script» (см. пример 2 на рис. 1), была выполнена четырьмя отдельными штрихами.
Таким образом, фундаментальное различие между традиционным English Roundhand и Engrosser’s Script (Engraver’s Script) заключается в методе выполнения букв. Для English Roundhand это быстрота почерка, и напротив, точное выполнение штрихов и модульный подход к “вырисовыванию” букв для Engrosser’s Script.
Итак, если подвести небольшой итог, то:
English Roundhand — базовая форма письма, она отличается округлой формой элементов, на которой основаны буквы, присутствующим контрастом штрихов, углом наклона. English Roundhand — это форма почерка, широко распространенного в Англии несколько столетий назад. Выполнялся он гусиным пером с узким плоским краем.
Copperplate — стиль письма, основанный на базовой форме English Roundhand, со всеми присущими ему свойствами. Его главное отличие состоит в самом способе использования — Копперплейт предназначался для нанесения букв на медную пластину (“Copper Plate”) с последующей печатью. Этот стиль впервые соединил буквы в слова, каждое соединение технически оправдано и имеет свои правила, которые, тем не менее, гармонично выводятся из базовых форм того же English Roundhand.
В современной каллиграфии Copperplate — понятие, используемое для общего обозначения нескольких стилей письма остроконечным пером с нажимом, в основе которых лежит форма English Roundhand. Однако, важно понимать разницу между English Roundhand, который выполнен George Bickham и другими английскими мастерами прошлого (в промежутке 1570 — 1800 гг.), и эрой C.P. Zaner и E.A. Lupfer, когда появляются такие стили как Engrosser’s Script (Engraver’s Script).
Engrosser’s Script — еще один стиль, основанный на English Roundhand, однако развивающий стиль Copperplate, с его же особенностями. Важным для понимания Engrosser’s Script является сфера его применения. Это заголовки и крупные надписи, которые привлекают внимание. Контраст штрихов в нем намного заметнее, а волосная линия, следовательно, выглядит изящнее. Вызвано это особыми условиями — появлением гибких стальных остроконечных перьев, которые позволяли создавать сильные контрасты при нажиме. Буквы имеют более вытянутые формы, в основе которых лежит овал.
Engraver’s Script — стиль письма, который приближен к Engrosser’s Script (письмо, воспроизводимое художниками-граверами для создания печатной формы). Но по сути оба стиля подразумевают под собой один и тот же характер букв. Так например, согласно The Zanerian Manual, понятия этих стилей взаимозаменяемы.
Эти два стиля некоторым образом являются мостом, объединяющим две “эры” — Copperplate и Spencerian, поскольку своей формой они обязаны Copperplate, но время их возникновения связано с эпохой Spencerian.