История

Что такое «Золотой век орнаментального письма»?

L P Spencer - The Golden Age of Ornamental Penmanship

«Золотой век орнаментального письма» — с 1850 по 1925 год — был уникальным периодом в истории американской каллиграфии. Красивый почерк стал правилом жизни, а гибкое острое перо правило этим временем.

Платт Роджерс Спенсер (1800-1864)

Платт Р. Спенсер — признанный отец Американской Письменности, чью славу можно объяснить редким сочетанием качеств, которыми он обладал, и особым временем американской истории, в котором ему было суждено жить. Он родился 7 ноября 1800 года на ферме в возвышенностях Ист-Фишкилл, штат Нью-Йорк. Младший из одиннадцати детей, Платт был очарован природой и восхищался видом живописных холмов, горных рельефов и долин рек сельской местности. Естественная красота очаровала его, а легкие овалы и эллиптические формы, встречающиеся в природе, стали моделями для овалов буквенных форм, которые он разработал.

В 1830-х годах Спенсер отправился в местные общеобразовательные школы, чтобы преподавать чистописание, и открыл собственную школу. К концу десятилетия все больше и больше студентов желали попасть в его школу письма, стремясь овладеть уникальной техникой письма. Более десяти лет Спенсер обучал своему стилю, раздавая ученикам маленькие полоски бумаги, на которых воспроизводил свой почерк для студентов. Сначала он прописывал (собственные — прим. от автора) короткие стихотворения на листе бумаги, а затем разрезал страницу на отдельные строки. После того, как всё было готово, Спенсер помещал эти узкие полоски в льняной мешочек и выдавал для изучения своим студентам в качестве образцов написания.

Спенсериан как система письма

Стиль Платта Р. Спенсера внес существенные изменения во всю практику почеркового письма того времени. Прописи в те времена производились в Англии и были выгравированы с помощью медных пластин. Штрихи букв основывались на округлых формах, которые выполнялись кропотливо друг за другом с отрывом от письма, и как результат, стиль был медленным и трудным для изучения.

В свою очередь моторика спенсериана основана на более естественных для мышц кисти и рук движениях благодаря эллиптическим формам, а также быстрым, плавным линиям. Их было легче воспроизводить, чем округлые штрихи, и к тому же они были гораздо изящнее.

С годами стиль Платта Р. Спенсера стал наиболее распространенным по сравнению со всеми остальными системами, и в 1850-х годах был принят за стандарт для преподавания по всей Америке.

Золотой век

В годы, последовавшие за смертью Платта Р. Спенсера, ряд его учеников продолжали усилия своего наставника по продвижению спенсериана, и квалифицированные писцы в те времена пользовались большим спросом.

Несколько таких учеников вскоре основали собственные школы письма. Джордж Гаскелл, стал одним из самых выдающихся последователей и основал школу чистописания. Он опубликовал подробную книгу под названием «Краткое руководство по чистописанию Гаскелла» (Gaskell’s Compendium of Penmanship).

Ученики первого поколения Платта Роджерса Спенсера не только увековечили его наследие, но и усовершенствовали формы спенсериана, оформив их в богато украшенный овальными росчерками стиль, называемый «Орнаментальным Письмом».

В последние десятилетия девятнадцатого века интерес к профессиональному письму возрос, самые талантливые каллиграфы того времени стали знаменитыми мастерами. И сегодня они признаны великими профессионалами своего дела. Их имена:

  • Генри Фликингер (Henry Flickinger)
  • Уильям Э. Деннис (William E.Dennis)
  • Чарльз Пакстон Занер (Charles Paxton Zaner)
  • Элмер Уорд Блосер (Elmer Ward Bloser)
  • А.Д. Тейлор (A.D. Taylor)
  • К.К. Канан (C.C. Canan)
  • Эдвард Миллс (Edward Mills)
  • Ллойд Келчнер (Lloyd Kelchner)
  • Фрэнсис Б. Кортни (Francis B.Courtney)
  • А. Н. Палмер (A.N. Palmer)
  • Луис Мадараш (Louis Madarasz)
  • Филдинг Скофилд (Fielding Schofield)
  • Уиллис Бэрд (Willies Baird)
  • Чарльтон В. Хоу (Charlton V.Howe)
  • Клинтон Х. Кларк (Clinton H.Clark)
  • Фредерик Тамблин (Frederick Tamblyn)
  • Джон Уильямс (John Williams)
  • Сайлас Паккард (Silas Packard)
  • Х.П. Беренсмейер (H.P. Behrensmeyer)
  • Гарри Бланчард (Harry Blanchard)

Они оказали влияние на тысячи начинающих каллиграфов, установив самую высокую планку стандарта письменности, которая только может быть воспроизведена человеком.

Мастерская Engrossing (Энгроссинг)

По определению, Энгроссинг — это форма искусства письма, в котором текст, обычно по содержанию поздравительный или памятный, разработан и украшен сложными рамками и детально продуманными бордюрами, а также декоративными словами и буквами. «Энгроссеры»(энгроссермены), как правило, представляли собой комбинацию мастеров письма, иллюстратора и дизайнера.

Уильям Э. Деннис, ставший известным как «Американский Глава Энгроссинга», был истинным олицетворением самого искусного художника во всех сферах каллиграфии. В сотрудничестве с Уиллисом А. Бэрдом Деннис создал одни из самых великолепных произведений искусства Золотого века.

Конец Эпохи

Во многих смыслах Золотой век Орнаментального Письма незаметно исчез в исторических книгах Америки. Дни странствующего писца прошли, а промышленные колеса прогресса начали вращаться все быстрее и быстрее. Пишущие машинки, а также другие формы механизированной/электронной связи нашли свое применение в каждом деловом офисе.

Заочные курсы каллиграфии продолжались в течение нескольких десятилетий, но это было почти так, как если бы понемногу страну Письма окружил и поглотил покой. Перьевые ручки, а затем шариковые ручки стали популярными во время Второй мировой войны, и «новая» промышленная революция привела к эпохе, которая сильно отличаетсяот дней Спенсера, Мадараша и Денниса.

Дни упражнений с овалами на доске теперь прошли, как и обычная школьная чернильница и перья. Но мы должны знать о мастерах прошлого — о том, кем они были, что они делали, и, что более существенно, что они оставили для нас — новых хранителей письменности. Мастера каллиграфии и их времена являются частью нашего наследия. И мы должны помнить это.

— Материалы статьи переведены на основе книги Майкл Р. Салл «Спенсериан и орнаментальное письмо, том I».